Краткий самоучитель латинского языка.

Заглавная / Учебник / Самоучитель/ Пословицы и поговорки / Словарь


  • Перейти к оглавлению
  • УРОК III

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГЛАГОЛЕ
    НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (PRAESENS) ГЛАГОЛОВ I, II, IV СПРЯЖЕНИЙ

    Любой латинский глагол даётся в словаре и заучивается наизусть в четырёх формах. Например: judĭco, judĭcāvi, judĭcātum, judĭcāre – «судить». Первая форма глагола – это форма первого лица, единственного числа, настоящего времени, т. е. «я сужу». Она всегда оканчивается на –о. Вторая форма глагола – форма первого лица, единственного числа, перфекта (законченного прошедшего времени) – «я судил». Эта форма всегда оканчивается на –ī. Третья форма называется супин (supinum). Она всегда оканчивается на –um. О значении этой формы будет сказано отдельно. Четвёртая форма – это инфинитив (неопределённая форма глагола). У правильных глаголов она оканчивается на –re.
    Все глаголы латинского языка распределяются между четырьмя спряжениями. Чтобы определить номер спряжения, нужно взять четвёртую форму глагола, мысленно убрать окончание –re и посмотреть на какую гласную оканчивается основа. Если основа глагола оканчивается на -ā , это глагол первого спряжения, если основа глагола оканчивается на –ē – это глагол второго спряжения, глагол с основой на –ĕ относится к третьему спряжению, а глагол с основой на –ī – к четвёртому.
    Глаголы латинского языка изменяются по лицам и по числам. Глаголы первого и второго спряжения спрягаются в настоящем времени следующим образом.

    I спряжение

    judĭco, judĭcāvi, judĭcātum, judĭcāre – «судить»

    judĭco – сужу judĭcāmus – судим
    judĭcās – судишь judĭcātis – судите
    judĭcāt – судит judĭcānt – судят

    II спряжение

    habeo, habui, habĭtum, habēre

    habeo – имею habēmus - имеем
    habēs – имеешь habētis – имеете
    habēt – имеет habēnt – имеют

    Глаголы четвёртого спряжения отличаются от глаголов первого и второго спряжений тем, что в третьем лице множественном числе между основой и окончанием -nt у них появляется соединительный гласный –u.

    audio, audīvi, audītum, audīre

    audio – слушаю audīmus – слушаем
    audīs – слушаешь audītis – слушаете
    audīt – слушает audīunt – слушают

    Существительные первого склонения мужского рода

    Как уже было сказано выше, некоторые существительные первого склонения относятся не к женскому, но к мужскому роду. Соотносятся они с прилагательными и местоимениями мужского рода. Сюда относятся: nauta – «моряк», agricŏla – «земледелец», pirata – «пират», lanīsta – «учитель в школе гладиаторов», poeta – «поэт», scriba – «писец, переписчик», collēga – «коллега», propheta – «пророк» и некоторые другие. Как можно заметить, сюда относятся названия специфически мужских для древности и средневековья профессий.
    Некоторые существительные первого склонения, в зависимости от контекста, могут принимать как мужской, так и женский род. Сюда, например, относятся incŏla – «житель, жительница», advĕna – «гость, гостья». Некоторым аналогом таких слов в русском языке служит существительное «сирота»: сиротой может быть и девочка и мальчик; можно сказать «эта сирота» и «этот сирота».

    Упражнение I
    Определите номер спряжения глаголов, инфинитивы которых приведены здесь.

    Vidēre – «видеть», finīre – «кончать, заканчивать», cantāre – «петь», monstrāre – «показывать», legĕre – «читать», tacēre - «молчать», dicĕre – «говорить», sentīre – «чувствовать», ducĕre – «вести», scribĕre – «писать», punīre – «наказывать», mittĕre - «посылать», docēre – «учить, обучать», spectāre – «смотреть».

    Упражнение II
    Образуйте указанные грамматические формы следующих существительных.

    Nauta – acc. sing., poeta – gen. pl., advĕna – dat. pl., collēga – dat. sg., agricŏla – acc. pl., scriba – abl. pl., pirata – gen. pl., incŏla – nom. pl., lanīsta – abl. sg.

    Упражнение III
    Переведите текст. Затранскрибируйте русскими буквами три первых предложения. В затранскрибированных предложениях поставьте ударение над каждым словом.

    Incŏlae insǔlae nautae et agricŏlae sunt. Nautae navĭgant, agricŏlae in terrā laborant. In insŭla schola magna et pulchra est. Puellae Julia et Tullia in scholam propĕrant. Julia filia nautae, Tullia filia agricŏlae est. In schola magistra puellas legĕre, scribĕre et numerāre docet. Discipŭlae magīstram audiunt. Si magīstra narrat, discipǔlae tacent. Hodie magistra discipŭlis de vita bestiārum narrat.

    СЛОВА

    agricŏla (m)– земледелец
    audio, audīvi, audītum, audīre – слушать
    doceo, docui, doctum, docēre – учить, обучать
    et - и
    filia (f) – дочь
    hodie - сегодня
    Julia (f) – Юлия (женское имя)
    labōro, laborāvi, laborātum, laborāre - работать
    lego, legi, lectum, legĕre - читать
    magistra (f) – учительница
    magna – большая
    narro, narrāvi, narrātum, narrāre – рассказывать nauta (m) - моряк
    navĭgo, navĭgāvi, navĭgātum, navĭgāre – плавать (на кораблях)
    numěro, numěrāvi, numěrātum, numěrāre – считать
    propěro, properāvi, properātum, properāre – идти, спешить
    pulchra - красивая
    scribo, scripsi, scriptum, scribĕre – писать
    si - если
    taceo, tacui, tacĭtum, tacēre - молчать
    Tullia (f) – Туллия (женское имя)

    Упражнение IV
    Переведите на латинский язык следующие предложения.

    1) Учительница работает в школе. 2) Моряк рассказывает дочери о пиратах. 3) Девочки слушают моряка. 4) Учительница идёт в школу. 5) Дочери моряков сегодня не работают.

    Упражнение V
    Выучите следующие латинские пословицы. Из текста пословиц выпишите все глаголы, укажите их число и лицо.

    1) Aquila non captat muscas – Орёл не ловит мух.
    2) Experientia est optima magistra – Опыт – лучший учитель (букв.: лучшая учительница).
    3) Nauta bonus ventum non timet – Хороший моряк ветра не боится.

  • Наверх

  • Lingua Latina Vesperata, ver.1.31. Copyright © 2004, 2014 Evening Canto Labs.

    Яндекс.Метрика